ПАСПОРТ
ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ: НАВЫКИ СЕМЕЙНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ»
Название проекта |
«Родительский всеобуч: навыки семейной профилактики» (победитель первого грантового конкурса Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»). |
|
Аннотация проекта: |
||
Современная стратегия семейной профилактики в образовании предусматривает меры, направленные на формирование ресурсов семьи (в том числе навыков семейной профилактики), помогающих воспитанию успешного и ответственного поведения ребенка. Реализация социально-просветительского проекта «Родительский всеобуч: навыки семейной профилактики» предполагает разработку комплекса научно-популярных лекций, направленного на формирование навыков семейной профилактики (психолого-педагогической компетентности родителей). При разработке комплекса за основу принимается научная модель построения системы семейной профилактики, которая получила название «модель факторов риска и защиты». В рамках родительского всеобуча наиболее актуальным становится разработанный комплекс, содержание которого направлено на минимизацию семейных факторов риска и на повышение действенности факторов защиты. Проект предполагает также необходимость ресурсного обеспечения распространения материалов комплекса, подготовленных в рамках многолетней образовательно-информационной и просветительской деятельности Томской региональной общественной организации Общество «Знание» России (Томского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»). Социальный эффект, полученный от реализации проекта, заключается в его широкомасштабном просветительском характере, как на уровне Томской области, так и за ее пределами (для педагогов и родителей учащихся); в развитии и тиражировании проекта через школу лекторского мастерства и образовательный ресурс сети Интернет; в приобретении родителями навыков семейной профилактики как гаранта успешного воспитания ребенка в семье. |
||
География проекта |
Преимущественно Томская область |
|
Оргкомитет проекта |
Акимова Елена Федоровна, руководитель проекта Колесникова Нина Владимировна, методист проекта, лекторы Томского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» |
|
Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект |
||
Самоустранение родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами приводит к росту преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде, о чем свидетельствует уровень распространения наркомании и токсикомании в Томской области. Безусловно, в Томской области есть неблагополучные семьи. Так, ежегодно помощь по программе межведомственного взаимодействия в решении проблемы раннего выявления таких семей и таких рисков получают до двух тысяч семей, до четырёх тысяч детей. Практика показывает, что современные родители испытывают потребность в психолого-педагогических знаниях, готовность преодолевать трудности в общении с детьми и т.д. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения проблем в воспитании детей, определяют содержание и формы родительского всеобуча, в том числе, по вопросам формирования навыков семейной профилактики. Реализация проекта «Родительский всеобуч: навыки семейной профилактики» призвана способствовать снижению остроты проблемы состояния психолого-педагогической компетентности родителей, и, как следствие снижению уровня негативных социальных явлений в детской среде. |
||
Актуальность проекта: |
||
Одной из задач, принятой на государственном уровне «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р), является обеспечение поддержки семейного воспитания, которая включает в себя в том числе: — защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами; — содействие развитию культуры семейного воспитания, ответственного отношения родителей (законных представителей) к воспитанию детей; — создание условий для просвещения и консультирования родителей по вопросам семейного воспитания, обеспечивая тем самым их социальную, коммуникативную и психолого-педагогическую компетентности. Важным результатом реализации Стратегии является, в том числе, снижение уровня негативных социальных явлений в детской среде. Таким образом, проект «Родительский всеобуч: навыки семейной профилактики», является актуальным в обеспечении поддержки семейного воспитания средствами просветительской деятельности. |
||
Основные целевые группы проекта |
Педагоги и родители детей и подростков образовательных организаций Томской области.
|
|
Основная цель проекта |
Поддержка семейного воспитания средствами просветительской деятельности. |
|
Задачи проекта
|
1. Поэтапная разработка и внедрение в образовательную практику комплекса эффективных научно-популярных лекций для педагогов и родителей, направленных на формирование навыков семейной профилактики. 2. Развитие проекта через ресурс сети интернет (сайт проекта) и школу лекторского мастерства. |
|
Методы реализации проекта: |
||
1. Описательный метод. Формирование содержания проекта основано на дифференцированном подходе в работе с педагогом (как потенциальному лектору родительского всеобуча) и родителями (как слушателю родительского всеобуча) по теме проекта и включает в себя два раздела: Раздел 1. «Школа лекторского мастерства» Раздел 2. «Родительский лекторий». 2. Систематизация и распространение перспективного лекторского опыта работы с педагогами и родителями. Проект предполагает систематизацию накопленного перспективного опыта лекционно-просветительской работы по теме проекта, обобщение лекционных материалов, подготовленных в рамках многолетней образовательно-информационной и просветительской деятельности Томской региональной общественной организации Общество «Знание» России. Так в 2004 году впервые прошли подготовку слушатели в рамках Школы лекторского мастерства по теме проекта. Вопросы организации образовательного родительского всеобуча по оказанию помощи семье в воспитании детей были поставлены ТРОО Общество «Знание» в рамках дистанционных курсов повышения квалификации «Современные подходы к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении в условиях реализации новой модели образования» на базе ТОИПКРО. В 2010 году впервые разработано и распространилось методическое пособие для классных руководителей 5-9 классов по теме проекта. Методическое пособие включало цикл лекций для родителей, который охватывал максимальное количество вопросов, связанных с семейными факторами риска и защиты. Материалы пособия содержали не только обоснованный и актуальный перечень тем лекций, но и некоторый минимумом необходимой информации, определяя основные точки самостоятельного поиска, как классного руководителя, так и родителей в области теории и практики каждой рассматриваемой проблемы. Комментарии к лекциям содержали доказательный информационный материал. Раздаточный материал для родителей, оформленный в форме Блокнота содержал полезные советы и рекомендации. 3. Прогностический. Важными составляющими организационных условий реализации проекта является: — создание и продвижение сайта социально-просветительского проекта; — разработка и распространение издательской продукции проекта; — партнерское взаимодействие с ведущими учеными, научными и другими заинтересованными организациями; — финансирование проектных мероприятий; разработка и научно-методическое обеспечение программы Школы лекторского мастерства для педагогов. |
||
Этапы реализации проекта ( при поддержке Томского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»): |
||
1. Разработка материалов проекта и их экспертная оценка. Участие проекта в грантовом конкурсе Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» (декабрь 2016 г.). Разработка (систематизация) цикла научно-популярных лекций и других ресурсов программного, научно-методического обеспечения, в том числе с использованием средств ИКТ. |
||
2. Организационный (первое полугодие 2017 г.). Презентация проекта. Продвижение сайта проекта. Формирование состава участников. Определение круга партнерских отношений. Разработка и согласование плана мероприятий проекта. Апробация разработанного цикла научно-популярных лекций. |
||
3. Основной этап (2017-2018 учебный год). Реализация мероприятий проекта. Развитие сайта проекта. |
||
4. Развитие проекта (второе полугодие 2018 года). Разработка и экспертная оценка проекта «Школа лекторского мастерства» через участие в грантовом конкурсе. |
||
Ожидаемые результаты: |
||
Количественные показатели
|
Численность вовлечения участников проекта в мероприятия: — охват составит до 30% педагогов от всего количества находящихся в образовательной системе Томской области (ступень основного общего образования); — позитивная динамика расширения участников проекта. |
|
Качественные показатели
|
Владение педагогами и родителями основными навыками семейной профилактики (психолого-педагогической компетентности в сфере семейного воспитания), в том числе: — навыки доверительного контроля и отношений в семье; — навыки создания в семье условий, связанных с формированием успешного «хорошего» поведения ребенка; — навыки культуры общения, правовой, психолого-педагогической культуры и др. |
|